Печать

При проведении контрольно-надзорной деятельности мы часто сталкиваемся с отсутствием на предприятии плана   по обеспечению безопасности. Хочется напомнить, что под обеспечением безопасности понимают меры предосторожности, принимаемые с целью сведения
к минимуму случаев хищения или неправильного применения опасных грузов, в результате чего может возникнуть угроза здоровью и жизни людей, имуществу или окружающей среде. План разрабатывается в соответствии с требованиями Постановления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 17мая 2021 № 35 «Об утверждении Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом» и обязательно для выполнения структурными подразделениями, филиалами в составе которых имеются объекты перевозки опасных грузов.

Как правило, объектами перевозки опасных грузов (ОПОГ)
на предприятии, являются: транспортные средства, перевозящие опасные грузы; пункты (склады, АЗС) хранения ЛВЖ и ЛВГ; сливо-наливные эстакады; склады хранения баллонов с углеводородными или токсичными газами; склады хранения радиоактивных материалов, взрывчатых веществ и изделий и т.п.

В этой связи перед руководством субъектов перевозки опасных грузов (далее – предприятия) встает вопрос о необходимости выработки превентивных (профилактических) мер, направленных на обеспечение безопасности эксплуатируемых ОПОГ.

Перевозчики, грузоотправители и грузополучатели опасных грузов повышенной опасности должны разрабатывать планы обеспечения безопасности в соответствии с подразделом 1.10.3.2 приложения А
к соглашению о Международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) и руководствоваться ими в своей деятельности.

К опасным грузам повышенной опасности относятся опасные грузы, которые могут быть использованы не по назначению.

Перечень грузов повышенной опасности указан п.п. 1.10.3.1.2 – 1.10.3.1.3 приложения А ДОПОГ.

План обеспечения безопасности (ПОБ) - проводимые на основании оценки уязвимости организационные и практические мероприятия, определяющие систему мер, направленных на защиту ОПОГ
от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства.

Алгоритм разработки ПОБ, как правило, состоит из нескольких этапов. На первом этапе, в зависимости от структуры предприятия
и численности работников, приказом или распоряжением руководителя создается комиссия (рабочая группа), в задачу которой входит определение внешних и внутренних рисков, способствующих возникновению предпосылок и условий для совершения незаконного вмешательства на ОПОГ. В состав комиссии (группы) целесообразно включать (по согласованию) представителей МЧС Беларуси
и Госпромнадзора.

К внешним рискам относятся риски, непосредственно не связанные
с деятельностью предприятия (потребителей или производителей услуг
в области перевозки опасных грузов). На уровень внешних рисков влияет большое количество факторов: экономических, демографических, социальных, географических и др.

К внутренним рискам относятся риски, обусловленные деятельностью самого предприятия. На их уровень влияет деловая активность руководства, выбор оптимальной стратегии развития, политика и тактика предприятия в области перевозки опасных грузов, производственный потенциал, техническое оснащение, продуманная кадровая политика, уровень специализации и образования работников, уровень производительности труда, техники безопасности и т.д., существующие на предприятии.

Определение и разработка методов минимизации внешних рисков - задача местных органов власти, поэтому в данной статье они
не рассматриваются.

 

На втором этапе, в целях выявления внутренних рисков, комиссия (рабочая группа) проводит детальное обследование предприятия, включая:

анализ кадровых решений, в части допуска к самостоятельной работе лиц, занятых перевозкой опасных грузов и ответственных специалистов;

оценку соответствия локальных актов предприятия действующему законодательству в области перевозки опасных грузов;

оценку технического состояния ОПОГ, наличие и ведение необходимой эксплуатационной документации;

обследование территории, зданий и сооружений на предмет
их ограждения и охраны от несанкционированного проникновения
и противопожарной защиты;

проверку готовности к ликвидации и локализации чрезвычайных ситуаций (ЧС), а также ликвидации их последствий.

По итогам обследования предприятия, членами комиссии (рабочей группой) вырабатываются рекомендации, на основе которых принимаются необходимые управленческие решения, направленные на снижение вероятности возникновения внутренних рисков и минимизации возможных потерь от их проявлений.

На основании принятых решений, разрабатывается и утверждается ПОБ. Срок действия ПОБ не регламентируется. В случае получения дополнительной информации о состоянии ОПОГ или внесения изменений в акты законодательства, регламентирующие вопросы их эксплуатации,
в ПОБ вносятся соответствующие корректировки и дополнения.
Как правило, изменения и дополнения вносятся в течении 5-ти рабочих дней, с даты утверждения соответствующих актов законодательства
или получения информации о состоянии ОПОГ.

 
 
 
 
 
 

Как уже было сказано, в настоящей статье приводятся примеры определения внутренних рисков, а также решения, которые необходимо принять для устранения причин и условий, способствующих
их возникновению.

Возникновение внутренних рисков связано не только с процессами эксплуатации ОПОГ (перевозка, погрузка, разгрузка, хранение и т.п.),
в большей степени с управленческими или кадровыми решениями.

Совершенно ясно, что для каждого предприятия внутренние риски будут разными, как по количеству, «масштабу», так и по принимаемым управленческим решениям, направленным на снижение вероятности
их возникновения и минимизации возможных потерь от их проявлений.

        1.     Риски, связанные с действием персонала.

Зачастую, персонал предприятия, своими действиями или бездействием способен нанести вред предприятию в разы больший, чем какие-либо злоумышленники. От того, как работает отдельно взятый сотрудник, в целом зависит работа и безопасность всего предприятия.

Примеры рисков:

 

не соответствие сотрудников квалификационным требованиям;

наличие вредных привычек, склонность к правонарушениям;

нехватка профессиональных знаний и опыта работы;

не исполнение (не знание) своих должностных обязанностей;

не выполнение (не знание) технологических инструкций
и инструкций по охране труда;

социально-психологическая атмосфера в коллективе;

воровство, мошенничество;

разглашение конфиденциальной информации или коммерческой тайны и т.д.

 

Превентивные меры, направленные на минимизацию вероятности возникновения вышеуказанных рисков:

проверка документов, удостоверяющих личность, водительских прав, документов об образовании и т.п. на наличие в них подчисток, подделок и исправлений при приёме на работу;

изучение отзывов со всех предыдущих мест работы (направление запросов в органы правопорядка на предмет привлечения
к административной и уголовной ответственности за совершенные правонарушения и нарушения правил дорожного движения (ПДД);

изучение семейного положения, быта, условий проживания и т.п.;

наличие на предприятии действующих актов законодательства
в области перевозки опасных грузов (наличие информационно-правовых систем, содержащих актуальные нормативные правовые акты, в том числе технические нормативные правовые акты в области обеспечения безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом)
и свободный доступ к ним персоналу, занятому перевозкой опасных грузов;

проведение специальной подготовки (переподготовки) ответственных специалистов, водителей, обслуживающего персонала
в учреждениях образования, использующих современную материально-техническую базу и опытный преподавательский состав;

регулярное участие представителей предприятий в семинарах, вебинарах, лекциях, тренингах, обучающих курсах, организуемых соответствующими учреждениями по вопросам обеспечения безопасности;

издание приказов (распоряжений) о назначении ответственных специалистов, водителей и обслуживающего персонала;

разработка должностных инструкций (приказов), с указанием конкретных обязанностей по обеспечению безопасности в соответствии
с компетенцией, квалификацией и полномочиями;

указание в должностных инструкциях (трудовых договорах, приказах, распоряжениях) о наложении дисциплинарных взысканий,
в случае невыполнения персоналом обязанностей по обеспечению безопасности и др.

разработка инструкций по охране труда, производственных инструкций с постоянной актуализацией их на соответствие действующему законодательству в области перевозки опасных грузов;

разработка и обеспечение водителей (персонала, занятого перевозкой (погрузкой-разгрузкой) опасных грузов), памяток (рекомендаций), содержащих наиболее эффективные меры и средства, которые необходимо выполнять, для повышения традиционной
и антитеррористической безопасности своих предприятий;

приглашение специалистов и сотрудников компетентных органов (МВД, МЧС, Госпромнадзор, Таможенная служба, представителей страховых компаний и т.д.) с целью проведения инструктажей (лекций);

снабжение водителей надлежащими средствами обеспечения безопасности (СИЗ, средства нейтрализации перевозимых опасных веществ, аптечка первой помощи и т.д.);

введение стандартной формы отчетности персонала предприятия
о любых происшествиях, связанных с нарушением безопасности, включая самые незначительные;

проведение регулярного анализа сообщений о случаях, связанных
с нарушением безопасности, с внесением, при необходимости, изменения в должностные инструкции и инструкции по охране труда.

наблюдение за переменами в поведении сотрудников, которые могут свидетельствовать о возникшем конфликте интересов.

 

2.     Риски, связанные с перевозкой (погрузка-разгрузка, слив-налив).

Пример рисков, которые могут возникнуть в процессе перевозки (погрузки-разгрузки) опасных грузов:

хищение, потеря, порча опасных грузов и перевозящих
их транспортных средств, вследствие незаконных действий лиц
не причастных к транспортным операциям;

дорожно-транспортные происшествия с транспортными средствами, перевозящими опасные грузы из-за нарушений водителем правил дорожного движения, неблагоприятных погодных условий, невнимательности, нарушения транспортной дисциплины, неисправности дорожного полотна и т.п.;

возгорание (взрыв), утечка, просыпание опасных веществ
из-за неисправности специального оборудования, удерживающих (крепежных) устройств, неисправности тары и упаковок в процессе перевозки (перемещения);

вынужденная остановка транспортного средства из-за технической неисправности;

пожары, взрывы, утечки, просыпания опасных веществ вследствие нарушений требований безопасности при проведении погрузочно-разгрузочных работ и сливо-наливных операций;

возникновение ЧС из-за использования неисправного подъемно-транспортного оборудования, сливо-наливного оборудования эстакад, использование неисправных заземляющих устройств;

несоответствие погрузочно-разгрузочных площадок, сливо-наливных эстакад и оборудования установленным требованиям безопасности (освещение, подъездные пути, коммуникации, технические устройства, ограждение и т.п.);

ненадлежащее оформление (отсутствие) необходимых сопроводительных документов (документации водителя, перевозящего опасные грузы);

отсутствие (неисправность) средств пожаротушения, средств индивидуальной защиты и т.д.

Превентивные меры, направленные на минимизацию вероятности возникновения вышеуказанных рисков:

выполнение предписаний, требований, рекомендаций, выданных надзорными органами в соответствии со своими полномочиями;

широкое использование услуг страхования рисков (опасных грузов, транспортных средств, ОПОГ, жизни и здоровью персонала);

приобретение новых транспортных средств, предназначенных
для перевозки опасных грузов (соответствующих требованиям
ТР ТС 018/2011, приложения А и В к соглашению ДОПОГ);

модернизация (замена) оборудования, технических устройств используемых при проведении погрузочно-разгрузочных (сливо-наливных операциях) работ с опасными грузами;

эксплуатация погрузочно-разгрузочных площадок, складов, сливо-наливных эстакад в соответствии с установленными требованиями безопасности; 

ежедневная проверка наличия и исправности средств пожаротушения, дополнительного оборудования и документации водителя перед каждым выходом в рейс;

определение охраняемых автостоянок по маршруту следования,
а также мест остановок, перерывов в движении и, при необходимости, остановки на ночлег;

инструктаж водителя автотранспортного средства, о порядке поведения в случае нападения или захвата в заложники;

обеспечение водителей номерами экстренного вызова и другими телефонными номерами, чтобы они могли в любой момент связаться
с должностными лицами предприятия и/или соответствующими государственными службами, а находясь за рубежом – с консульскими учреждениями и, по возможности, с автотранспортной ассоциацией страны пребывания;

использование навигационных систем определения местонахождения автотранспортного средства в пути следования и т.п.

 

3.     Риски, связанные с территорией, зданиями и сооружениями.

Пример рисков:

         угроза несанкционированного проникновения на территорию предприятия (производственные помещения);

отсутствие освещения, ограждения, предупредительных знаков
и надписей, охранной сигнализации и т.п.;

отсутствие (неисправность) запирающих устройств (решеток)
на входных дверях, окнах, чердаках и подвальных помещениях;

отсутствие пропускного режима, службы охраны;

загромождение территории, производственных помещений, путей эвакуации, лестничных проемов, дорог мусором, строительными материалами, металлическими конструкциями, неисправными транспортными средствами и другими недвижимыми объектами;

неисправность электропроводки, электрического оборудования, первичных и автономных средств пожаротушения и т.п.

 

Превентивные меры, направленные на минимизацию вероятности возникновения вышеуказанных рисков:

организация контрольно-пропускного режима как одного
из ключевых моментов в организации системы безопасности;

обозначение границ территории, зданий, производственных помещений, складов, площадок хранения в целях четкого определения,
на каких участках следует обратить внимание на дополнительные меры безопасности;

назначение ответственных за техническое состояние зданий
и сооружений, производственных помещений, запасных выходов и путей эвакуации с определением конкретных обязанностей;

категорирование зданий, помещений, сооружений и наружных установок по взрывопожарной и пожарной степени опасности;

содержание территории, производственных помещений, проходов, запасных выходов стоянок в чистоте, не допуская захламления отходами производства, строительными и другими материалами;

определение охраняемого периметра территории, мест прохода
на территорию сотрудников и посетителей предприятия, а также мест парковки;

организация наблюдения за территорией и производственными помещениями (освещение, охранная сигнализация, видеокамеры и т.д.);

         ввод системы учета приходящих и уходящих лиц;

проведение регулярного осмотра строений, мест въезда, автостоянок, удаленных парковочных зон, погрузочных площадок, мест хранения опасных веществ, складских помещений на предмет
их ограждения, охраны, исправности сигнализации и т.п.;

организация хранения всех ключей к автотранспортным средствам/помещениям в надежных местах;

организация взаимодействия с оперативными службами;

обучение персонала предприятия действиям, в случае обнаружения на территории ОПОГ, бесхозных (подозрительных) вещей и предметов,
а также посторонних лиц.

 

4.     Риски, связанные с техническим состоянием ОПОГ.

Исправное техническое состояние ОПОГ, один из решающих факторов, влияющих на безопасность и защищенность объектов перевозки опасных грузов. Следовательно данному вопросу необходимо постоянно уделять пристальное внимание.

 

Примеры рисков:

вынужденная остановка транспортного средства в пути следования из-за неисправности (поломки) двигателя или ходовой части;

течь (просыпание) опасного вещества из-за неисправности специального оборудования, запирающих устройств, трещин сварных швов цистерны;

вздутие (разрыв) основного металла цистерны из-за неисправности дыхательных (предохранительных) клапанов;

возгорание (взрыв паровоздушной смеси) при заполнении или слива горючих жидкостей из автомобильной цистерны вследствие неисправности заземляющих устройств и др.

 

Превентивные меры, направленные на минимизацию вероятности возникновения вышеуказанных рисков:

наличие, ведение (заполнение) эксплуатационной документации (паспорта, формуляры, руководства по эксплуатации и т.п.) на все оборудование, используемое в целях перевозки (погрузки-разгрузки, сливо-наливных операциях) опасных веществ;

допуск персонала к работам на ОПОГ, только после изучения ими эксплуатационной документации изготовителя и сдачи соответствующих зачетов (проверки знаний);

наличие и постоянное совершенствование ремонтно-восстановительной базы и технологического оборудования;

ежедневная проверка технического состояния транспортного средства перед выходом в рейс на оборудованных смотровых ямах (эстакадах);

проведение периодических технических обслуживаний в соответствие с требованиями эксплуатационных документов
завода-изготовителя;

своевременное проведение необходимых испытаний и проверок оборудования, используемого в целях перевозки (погрузки-разгрузки)
и сливо-наливных операциях;

контроль полноты и качества проведения испытаний и проверок оборудования, используемого в целях перевозки (погрузки-разгрузки)
и сливо-наливных операциях;

модернизация (замена) транспортных средств и оборудования, используемого в целях перевозки опасных грузов и т.д.

 

5.     Риски, связанные с чрезвычайными ситуациями (ЧС).

Риски, которые могут возникнуть в результате ЧС с опасными грузами, понятны, неоднократно описаны и продемонстрированы в СМИ.

Превентивные меры, направленные на минимизацию вероятности возникновения вышеуказанных рисков:

разработка плана локализации и ликвидации аварий и инцидентов,
а также ликвидации их последствий (план). Согласование плана
с территориальными подразделениями МЧС;

 

обучение персонала предприятия, правилам пользования первичными средствами пожаротушения и средствами индивидуальной защиты;

 

отработка практических навыков, связанных с действиями
при авариях и инцидентах на ОПОГ, при проникновении на ОПОГ посторонних лиц, при обнаружении взрывоопасных, бесхозных (подозрительных) предметов;

разработка памяток (рекомендаций) для персонала предприятия
при совершении террористических актов (взрывы, завалы, захват заложников и т.п.).

 

Выполнение вышеуказанных мероприятий будет способствовать минимизации возможных угроз и в целом позволит нивелировать
или избежать существенного экологического ущерба и негативных последствий социального характера.

Структура ПОБ определяется в зависимости от количества внутренних рисков и их влияния на состояние антитеррористической защищенности предприятия, однако требования п. 1.10.3.2.2 ДОПОГ в любом случае должны быть учтены.

В заключении еще раз повторюсь, что вышеперечисленные примеры рисков и принимаемые решения для их минимизации, для каждого предприятия будут разными и, вполне возможно, совершенно другие, нежели те, которые перечислены в настоящей статье.

 

 

 

 

Дмитрий Кунгер

 

Ведущий государственный инспектор

 

Мозырского межрайонного отдела

 

Гомельского областного

 

управления Госпромнадзора