Оценка качества услуг
Лифты
Техническое освидетельствование пассажирских лифтов: процесс, цель и важность
Пассажирские лифты – важная часть инфраструктуры большинства современных зданий. Для обеспечения безопасности и надежности использования лифтов необходимо проводить техническое освидетельствование. В данной статье мы рассмотрим процесс технического освидетельствования пассажирских лифтов, его цель и важность для обеспечения безопасной и эффективной работы.
Цель технического освидетельствования пассажирских лифтов
Основной целью технического освидетельствования пассажирских лифтов является обеспечение их безопасной и эффективной эксплуатации. В процессе освидетельствования специалистам необходимо установить что:
1. Лифт и его установка соответствуют паспортным данным; Правилам по обеспечению промышленной безопасности лифтов, строительных грузопассажирских подъемников, эскалаторов, конвейеров пассажирских и эксплуатационным документам;
2. Лифт находится в состоянии, обеспечивающем его безопасную эксплуатацию;
3. Организация безопасной эксплуатации лифта соответствует требованиям промышленной безопасности.
Целью такого освидетельствования является повышение безопасности пассажиров , сокращение вероятности аварий и неполадок, а также продление срока службы лифтов.
Процесс технического освидетельствования
Процесс технического освидетельствования пассажирских лифтов обычно включает следующие этапы:
1. Оценка соблюдений требований по организации безопасной эксплуатации лифта;
2. Оценка установки оборудования лифта, за исключением размеров не изменяемых в процессе эксплуатации;
3. Оценка функционирования лифта и его устройств безопасности, блокировочных устройств, а также оборудования диспетчерского контроля за работой лифта;
4. Осмотр, испытания электрооборудования лифта;
5. Испытание сцепления тяговых элементов с канатоведущим шкивом;
6. Испытание тормозной системы лифта.
Важность технического освидетельствования пассажирских лифтов
Техническое освидетельствование пассажирских лифтов играет ключевую роль в обеспечении безопасности и надежности работы данного оборудования. Ежегодное или периодическое освидетельствование помогает предотвращать аварии, обеспечивает бесперебойную эксплуатацию, сокращает риски для пассажиров и персонала, а также продлевает срок службы лифтов.
В заключение, техническое освидетельствование пассажирских лифтов – это важная процедура, которая должна проводиться регулярно и профессионально. Соблюдение всех этапов и рекомендаций по освидетельствованию поможет обеспечить безопасность и эффективность работы лифтового оборудования в течение всего срока его эксплуатации.
Ведущий специалист отдела технической диагностики Госпромнадзора Полторак В.А.
ЗАЧЕМ НУЖНО УТЕПЛЯТЬ ДЫМОХОДЫ КОТЛОВ
Утепление дымоходов котлов позволяет улучшить эффективность и безопасность всей отопительной системы. Теплый дымоход более эффективен, чем холодный по следующим причинам. Во-первых, тяга в котле напрямую зависит от температуры стенок отводного канала: чем выше температура, тем больше скорость воздушного потока. Если стенки дымохода находятся в холодном состоянии, то время, затраченное на прогрев дымового канала, увеличивается, и продукты горения в большом количестве могут поступать в помещение, отравляя воздух угарным газом. Во-вторых, при охлаждении трубы на её стенках появляется кислотный конденсат, который образуется в результате взаимодействия продуктов горения с высоким содержанием углекислого газа и воды. В холодных дымоходах он накапливается быстрее и в большом количестве, а это приводит к усиленной коррозии, уменьшению срока их службы.
Зона конденсации – очень подвижный участок, который никогда не стоит на месте. Сразу после розжига холодного котла зона конденсации находится прямо в его топке или непосредственно за ней. По мере работы котла система дымоудаления прогревается и зона конденсации постепенно перемещается вдоль дымовой трубы к ее краю. Перемещение зоны конденсации происходит тем быстрее, чем выше температура дымовых газов и меньше теплопотери на прогрев трубы. В конечном итоге, зона конденсации перемещается на самый край дымовой трубы, практически – в атмосферу. После полного прогрева внутренних поверхностей системы дымоудаления образование конденсата непосредственно на них прекращается и происходит уже в атмосферном слое. Это и есть тот идеальный момент, при котором полностью исключено воздействие агрессивной среды (конденсата) на стенки деталей котла и системы его вентиляции.
Утепление дымохода сводит к минимуму воздействие факторов, снижающих срок эксплуатации трубы. Главная задача, которую решает утеплитель, заключается в подъеме уровня образования конденсата как можно выше (в идеале – до самого среза трубы, т.е. до прямого контакта с наружным воздухом). Это достигается повышением температуры на внутренней поверхности дымового канала путём его утепления и уменьшением перепада температур между продуктами горения и трубой.
Утепление дымохода значительно увеличит срок его эксплуатации, снизит затраты на ремонт. Кроме того, утепление дымохода улучшит отвод из котла продуктов горения за счёт улучшения тяги, снизив опасность их попадания в помещение котельной.
Начальник отдела технической
диагностики Гомельского областного
управления Госпромнадзора Ю.И. Третьяков
Безопасность подъемных сооружений и аттракционов!
Во исполнение подпункта 1.3 пункта 1 протокола заседания Комиссии по чрезвычайным ситуациям при совете Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2022 г. №33/24пр Госпромнадзором в 2023 году разработаны критерии, при достижении которых грузоподъемные краны, отработавшие назначенный срок службы, подлежат выводу из эксплуатации с последующей утилизацией.
Критерии были согласованы с областными (Минским городским) исполнительными комитетами, большинством республиканских органов государственного управления, государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь.
Определяющий критерий вывода из эксплуатации грузоподъемных кранов – техническое состояние, устанавливаемое по результатам технического диагностирования. При проведении технического диагностирования следует использовать подход, основанный на принципе безопасной эксплуатации по техническому состоянию, согласно которому оценка технического состояния грузоподъемного крана осуществляется по критериям предельного состояния, а прогнозируемый (расчетный) остаточный ресурс позволяет грузоподъемному крану выполнять заданные функции в соответствии с требованиями технической и нормативной документации.
ЕСЛИ КОТЕЛ ОСТАНОВЛЕН
Специалистам, занимающимся проведением технического диагностирования паровых котлов, при обнаружении обширных зон коррозионного поражения элементов котла приходится в качестве оправдания причины слышать от владельца, что котёл долгое время не работал, почему же появились эти дефекты?
Но ведь специалистам, занимающимся эксплуатацией котлов, должно быть известно, что если котел длительное время находится в нерабочем состоянии, он должен быть подвергнут консервации. Данная процедура должна проводиться в строгом соответствии с указаниями Инструкции завода-изготовителя по монтажу и эксплуатации котла.
Для защиты котлов от коррозии при выводе их из эксплуатации применяют несколько способов консервации. Рассмотрим сухой и мокрый способ консервации. Не будем вдаваться в подробности о преимуществах и недостатках каждого способа. Остановимся лишь на том моменте, что все эти способы консервации позволяют сохранить котёл длительное время пригодным к дальнейшей эксплуатации.
Процедура консервации котла сухим способом состоит из следующих последовательно выполняемых процедур: удаления воды из котла, очистки поверхностей нагрева, сушки котла пропуском горячего воздуха (с тщательной вентиляцией) или сушкой открытым пламенем. Предохранительный клапан при этом должен быть открыт для удаления водяных паров из котла.
После окончания сушки в барабаны котла помещают ёмкости с негашеной известью или силикагелем (2-3 кг негашеной извести или 1,0-1,5 кг силикагеля на 1 м3 объема котла). Плотно закрывают лазы барабана и перекрывают всю арматуру. Если котел остановлен более чем на 1 год, рекомендуется снять всю арматуру и установить заглушки. Не реже 1 раза в месяц необходимо проверять состояние реактивов, а через каждые 2 месяца обязательно производить их замену. Необходимо так же обращать внимание на состояние обмуровки и, если необходимо, производить ее сушку.
Если нет опасности, что вода в котле замерзнет, может применяться мокрый способ консервации. Суть этого способа заключается в том, что котел полностью заполняют водой с повышенной щелочностью. Этот раствор подогревают до температуры кипения для удаления из него воздуха и растворенных газов и плотно закрывают котел. Щелочной раствор обеспечивает при его равномерной концентрации хорошую устойчивость защитной пленки на поверхности металла элементов котла.
При необходимости вывода котла из эксплуатации в холодный резерв на небольшой срок (до 1 месяца), его заполняют деаэрированной водой и поддерживают в нем небольшое избыточное давление. Хотя этот способ по сравнению с предыдущими менее надежен, но и он даёт свои положительные результаты.
При всех способах консервации котлов необходимо обеспечить полную их герметичность, все люки и лазы должны быть плотно закрытыми. Неработающие котлы нужно отделять от работающих заглушками. Необходимо установить постоянный контроль состояния консервации, следить, чтобы не было падения давления, протечек воды и т.д. Все эти мероприятия позволят в короткий срок привести котел в рабочее состояние в случае необходимости его пуска в работу.
Ю.И. Третьяков, начальник отдела технической диагностики
Гомельского областного управления Госпромнадзора
О безопасной эксплуатации аттракционов!
Требование безопасности при эксплуатации аттракционов – обязательное требование, которое должно неукоснительно соблюдаться. Однако, как показывает практика 2024 года – именно в этом направлении имеются определенные пробелы. Эти вопросы и стали темой для выступления на учебном семинаре с дежурными аттракционов и специалистами ГП «Мозырский райжилкомхоз», который прошел в г.Мозыре 8 мая 2025 года.
Ведущий государственный инспектор отдела Мозырского межрайонного отдела Гомельского областного управления Госпромнадзора Павел Николаевич Скоростецкий, в своем выступлении, подробно остановился на фактах несчастных случаев с пассажирами аттракционов, причиной которых послужило именно несоблюдение правил безопасности. Однако, как отметил представитель Госпромнадзора, отмечается и определенная положительная динамика в данном направлении. Откровенные, грубые нарушения правил безопасности или халатность ответственных исполнителей практически не фиксируется. Очевидно, что именно своевременная разъяснительная работа в рамках подобных семинаров и своевременные беседы непосредственно на местах размещения аттракционов дают положительные результаты.
В завершение встречи Павел Николаевич ответил на все интересующие вопросы, возникающие в практической деятельности как специалистов, так и дежурных по аттракционам.