Информация
о результатах расследования инцидента, происшедшего 01.06.2020
на электрифицируемом участке железной дороги Жлобин - Калинковичи
с автомобильным краном КС-55713-5К, грузоподъемностью 25 т,
изготовленным в 2011 году ОАО «Клинцовский автокрановый завод»,
принадлежащим филиалу «Энергомонтажный поезд» строительно-
монтажного республиканского унитарного предприятия
«Белтрансавтоматика» Белорусской железной дороги
При подъеме в вертикальное положение железобетонной стойки опоры контактной сети (степень загрузки крана согласно данным расшифровки оперативной информации о работе крана с регистратора параметров ОНК-140 составляла 64%) произошло разрушение шахты (короба) задней левой выносной опоры крана. Разрушение произошло как по сварным швам, так и по основному металлу.
В ходе расследования инцидента при проведении металлографического исследования установлено, что сварные швы разрушенного узла крана имели дефекты в виде непроваров (несплавлений), незаваренных кратеров, подрезов и пор с размерами, превышающими допустимые значения, нарушений формы шва и др. Указанные дефекты были допущены при изготовлении указанного узла. Комиссией по расследованию инцидента предложено владельцу крана информацию о некачественном изготовлении направить изготовителю крана.
Одновременно, в соответствии с задачами и функциями, возложенными на Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности (далее - Госпромнадзор) по информированию и разъяснительной работе, в целях профилактики и недопущения аналогичных происшествий, организации на должном уровне профилактической работы по предупреждению аварийности и травматизма Госпромнадзор предлагает руководителям организаций, в которых эксплуатируются указанные грузоподъемные краны, организовать внеочередной контроль основного металла и сварных швов расчетных металлоконструкций стреловых самоходных кранов производства указанного изготовителя с использованием неразрушающих методов контроля силами специализированных организаций, имеющих лицензию на право деятельности в области промышленной безопасности в части диагностирования стреловых самоходных кранов.
При наличии недопустимых дефектов в металле сварного шва и в околошовной зоне основного металла эксплуатацию крана приостановить до проведения ремонта или замены дефектной металлоконструкции.
Хранение результатов неразрушающего контроля (в случае проведения ремонта или замены дефектной металлоконструкции - отчетной документации по выполненным работам) вместе с паспортом крана в качестве неотъемлемой части.
Ведущий государственный инспектор Н.Н.Хоменков