company logo


unnamed

Оценка качества услуг

 

 

 

 

qr code

Реализация неликвидов

2b4716b0669b9822e60698d18c699309

год благоустройства

лого 80 лет рус PNG

электронное извещение

emblema

obraschenie

Продажа недвижимости

МЧС информирует

Помощь психолога

ruka pomochi

986823

genotsid

rube

При проведении контрольно-надзорной деятельности мы часто сталкиваемся с отсутствием на предприятии плана   по обеспечению безопасности. Хочется напомнить, что под обеспечением безопасности понимают меры предосторожности, принимаемые с целью сведения
к минимуму случаев хищения или неправильного применения опасных грузов, в результате чего может возникнуть угроза здоровью и жизни людей, имуществу или окружающей среде. План разрабатывается в соответствии с требованиями Постановления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 17мая 2021 № 35 «Об утверждении Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом» и обязательно для выполнения структурными подразделениями, филиалами в составе которых имеются объекты перевозки опасных грузов.

Как правило, объектами перевозки опасных грузов (ОПОГ)
на предприятии, являются: транспортные средства, перевозящие опасные грузы; пункты (склады, АЗС) хранения ЛВЖ и ЛВГ; сливо-наливные эстакады; склады хранения баллонов с углеводородными или токсичными газами; склады хранения радиоактивных материалов, взрывчатых веществ и изделий и т.п.

В этой связи перед руководством субъектов перевозки опасных грузов (далее – предприятия) встает вопрос о необходимости выработки превентивных (профилактических) мер, направленных на обеспечение безопасности эксплуатируемых ОПОГ.

Перевозчики, грузоотправители и грузополучатели опасных грузов повышенной опасности должны разрабатывать планы обеспечения безопасности в соответствии с подразделом 1.10.3.2 приложения А
к соглашению о Международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) и руководствоваться ими в своей деятельности.

К опасным грузам повышенной опасности относятся опасные грузы, которые могут быть использованы не по назначению.

Перечень грузов повышенной опасности указан п.п. 1.10.3.1.2 – 1.10.3.1.3 приложения А ДОПОГ.

План обеспечения безопасности (ПОБ) - проводимые на основании оценки уязвимости организационные и практические мероприятия, определяющие систему мер, направленных на защиту ОПОГ
от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства.

Алгоритм разработки ПОБ, как правило, состоит из нескольких этапов. На первом этапе, в зависимости от структуры предприятия
и численности работников, приказом или распоряжением руководителя создается комиссия (рабочая группа), в задачу которой входит определение внешних и внутренних рисков, способствующих возникновению предпосылок и условий для совершения незаконного вмешательства на ОПОГ. В состав комиссии (группы) целесообразно включать (по согласованию) представителей МЧС Беларуси
и Госпромнадзора.

К внешним рискам относятся риски, непосредственно не связанные
с деятельностью предприятия (потребителей или производителей услуг
в области перевозки опасных грузов). На уровень внешних рисков влияет большое количество факторов: экономических, демографических, социальных, географических и др.

К внутренним рискам относятся риски, обусловленные деятельностью самого предприятия. На их уровень влияет деловая активность руководства, выбор оптимальной стратегии развития, политика и тактика предприятия в области перевозки опасных грузов, производственный потенциал, техническое оснащение, продуманная кадровая политика, уровень специализации и образования работников, уровень производительности труда, техники безопасности и т.д., существующие на предприятии.

Определение и разработка методов минимизации внешних рисков - задача местных органов власти, поэтому в данной статье они
не рассматриваются.

 

На втором этапе, в целях выявления внутренних рисков, комиссия (рабочая группа) проводит детальное обследование предприятия, включая:

анализ кадровых решений, в части допуска к самостоятельной работе лиц, занятых перевозкой опасных грузов и ответственных специалистов;

оценку соответствия локальных актов предприятия действующему законодательству в области перевозки опасных грузов;

оценку технического состояния ОПОГ, наличие и ведение необходимой эксплуатационной документации;

обследование территории, зданий и сооружений на предмет
их ограждения и охраны от несанкционированного проникновения
и противопожарной защиты;

проверку готовности к ликвидации и локализации чрезвычайных ситуаций (ЧС), а также ликвидации их последствий.

По итогам обследования предприятия, членами комиссии (рабочей группой) вырабатываются рекомендации, на основе которых принимаются необходимые управленческие решения, направленные на снижение вероятности возникновения внутренних рисков и минимизации возможных потерь от их проявлений.

На основании принятых решений, разрабатывается и утверждается ПОБ. Срок действия ПОБ не регламентируется. В случае получения дополнительной информации о состоянии ОПОГ или внесения изменений в акты законодательства, регламентирующие вопросы их эксплуатации,
в ПОБ вносятся соответствующие корректировки и дополнения.
Как правило, изменения и дополнения вносятся в течении 5-ти рабочих дней, с даты утверждения соответствующих актов законодательства
или получения информации о состоянии ОПОГ.

 
 
 
 
 
 

Как уже было сказано, в настоящей статье приводятся примеры определения внутренних рисков, а также решения, которые необходимо принять для устранения причин и условий, способствующих
их возникновению.

Возникновение внутренних рисков связано не только с процессами эксплуатации ОПОГ (перевозка, погрузка, разгрузка, хранение и т.п.),
в большей степени с управленческими или кадровыми решениями.

Совершенно ясно, что для каждого предприятия внутренние риски будут разными, как по количеству, «масштабу», так и по принимаемым управленческим решениям, направленным на снижение вероятности
их возникновения и минимизации возможных потерь от их проявлений.

        1.     Риски, связанные с действием персонала.

Зачастую, персонал предприятия, своими действиями или бездействием способен нанести вред предприятию в разы больший, чем какие-либо злоумышленники. От того, как работает отдельно взятый сотрудник, в целом зависит работа и безопасность всего предприятия.

Примеры рисков:

 

не соответствие сотрудников квалификационным требованиям;

наличие вредных привычек, склонность к правонарушениям;

нехватка профессиональных знаний и опыта работы;

не исполнение (не знание) своих должностных обязанностей;

не выполнение (не знание) технологических инструкций
и инструкций по охране труда;

социально-психологическая атмосфера в коллективе;

воровство, мошенничество;

разглашение конфиденциальной информации или коммерческой тайны и т.д.

 

Превентивные меры, направленные на минимизацию вероятности возникновения вышеуказанных рисков:

проверка документов, удостоверяющих личность, водительских прав, документов об образовании и т.п. на наличие в них подчисток, подделок и исправлений при приёме на работу;

изучение отзывов со всех предыдущих мест работы (направление запросов в органы правопорядка на предмет привлечения
к административной и уголовной ответственности за совершенные правонарушения и нарушения правил дорожного движения (ПДД);

изучение семейного положения, быта, условий проживания и т.п.;

наличие на предприятии действующих актов законодательства
в области перевозки опасных грузов (наличие информационно-правовых систем, содержащих актуальные нормативные правовые акты, в том числе технические нормативные правовые акты в области обеспечения безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом)
и свободный доступ к ним персоналу, занятому перевозкой опасных грузов;

проведение специальной подготовки (переподготовки) ответственных специалистов, водителей, обслуживающего персонала
в учреждениях образования, использующих современную материально-техническую базу и опытный преподавательский состав;

регулярное участие представителей предприятий в семинарах, вебинарах, лекциях, тренингах, обучающих курсах, организуемых соответствующими учреждениями по вопросам обеспечения безопасности;

издание приказов (распоряжений) о назначении ответственных специалистов, водителей и обслуживающего персонала;

разработка должностных инструкций (приказов), с указанием конкретных обязанностей по обеспечению безопасности в соответствии
с компетенцией, квалификацией и полномочиями;

указание в должностных инструкциях (трудовых договорах, приказах, распоряжениях) о наложении дисциплинарных взысканий,
в случае невыполнения персоналом обязанностей по обеспечению безопасности и др.

разработка инструкций по охране труда, производственных инструкций с постоянной актуализацией их на соответствие действующему законодательству в области перевозки опасных грузов;

разработка и обеспечение водителей (персонала, занятого перевозкой (погрузкой-разгрузкой) опасных грузов), памяток (рекомендаций), содержащих наиболее эффективные меры и средства, которые необходимо выполнять, для повышения традиционной
и антитеррористической безопасности своих предприятий;

приглашение специалистов и сотрудников компетентных органов (МВД, МЧС, Госпромнадзор, Таможенная служба, представителей страховых компаний и т.д.) с целью проведения инструктажей (лекций);

снабжение водителей надлежащими средствами обеспечения безопасности (СИЗ, средства нейтрализации перевозимых опасных веществ, аптечка первой помощи и т.д.);

введение стандартной формы отчетности персонала предприятия
о любых происшествиях, связанных с нарушением безопасности, включая самые незначительные;

проведение регулярного анализа сообщений о случаях, связанных
с нарушением безопасности, с внесением, при необходимости, изменения в должностные инструкции и инструкции по охране труда.

наблюдение за переменами в поведении сотрудников, которые могут свидетельствовать о возникшем конфликте интересов.

 

2.     Риски, связанные с перевозкой (погрузка-разгрузка, слив-налив).

Пример рисков, которые могут возникнуть в процессе перевозки (погрузки-разгрузки) опасных грузов:

хищение, потеря, порча опасных грузов и перевозящих
их транспортных средств, вследствие незаконных действий лиц
не причастных к транспортным операциям;

дорожно-транспортные происшествия с транспортными средствами, перевозящими опасные грузы из-за нарушений водителем правил дорожного движения, неблагоприятных погодных условий, невнимательности, нарушения транспортной дисциплины, неисправности дорожного полотна и т.п.;

возгорание (взрыв), утечка, просыпание опасных веществ
из-за неисправности специального оборудования, удерживающих (крепежных) устройств, неисправности тары и упаковок в процессе перевозки (перемещения);

вынужденная остановка транспортного средства из-за технической неисправности;

пожары, взрывы, утечки, просыпания опасных веществ вследствие нарушений требований безопасности при проведении погрузочно-разгрузочных работ и сливо-наливных операций;

возникновение ЧС из-за использования неисправного подъемно-транспортного оборудования, сливо-наливного оборудования эстакад, использование неисправных заземляющих устройств;

несоответствие погрузочно-разгрузочных площадок, сливо-наливных эстакад и оборудования установленным требованиям безопасности (освещение, подъездные пути, коммуникации, технические устройства, ограждение и т.п.);

ненадлежащее оформление (отсутствие) необходимых сопроводительных документов (документации водителя, перевозящего опасные грузы);

отсутствие (неисправность) средств пожаротушения, средств индивидуальной защиты и т.д.

Превентивные меры, направленные на минимизацию вероятности возникновения вышеуказанных рисков:

выполнение предписаний, требований, рекомендаций, выданных надзорными органами в соответствии со своими полномочиями;

широкое использование услуг страхования рисков (опасных грузов, транспортных средств, ОПОГ, жизни и здоровью персонала);

приобретение новых транспортных средств, предназначенных
для перевозки опасных грузов (соответствующих требованиям
ТР ТС 018/2011, приложения А и В к соглашению ДОПОГ);

модернизация (замена) оборудования, технических устройств используемых при проведении погрузочно-разгрузочных (сливо-наливных операциях) работ с опасными грузами;

эксплуатация погрузочно-разгрузочных площадок, складов, сливо-наливных эстакад в соответствии с установленными требованиями безопасности; 

ежедневная проверка наличия и исправности средств пожаротушения, дополнительного оборудования и документации водителя перед каждым выходом в рейс;

определение охраняемых автостоянок по маршруту следования,
а также мест остановок, перерывов в движении и, при необходимости, остановки на ночлег;

инструктаж водителя автотранспортного средства, о порядке поведения в случае нападения или захвата в заложники;

обеспечение водителей номерами экстренного вызова и другими телефонными номерами, чтобы они могли в любой момент связаться
с должностными лицами предприятия и/или соответствующими государственными службами, а находясь за рубежом – с консульскими учреждениями и, по возможности, с автотранспортной ассоциацией страны пребывания;

использование навигационных систем определения местонахождения автотранспортного средства в пути следования и т.п.

 

3.     Риски, связанные с территорией, зданиями и сооружениями.

Пример рисков:

         угроза несанкционированного проникновения на территорию предприятия (производственные помещения);

отсутствие освещения, ограждения, предупредительных знаков
и надписей, охранной сигнализации и т.п.;

отсутствие (неисправность) запирающих устройств (решеток)
на входных дверях, окнах, чердаках и подвальных помещениях;

отсутствие пропускного режима, службы охраны;

загромождение территории, производственных помещений, путей эвакуации, лестничных проемов, дорог мусором, строительными материалами, металлическими конструкциями, неисправными транспортными средствами и другими недвижимыми объектами;

неисправность электропроводки, электрического оборудования, первичных и автономных средств пожаротушения и т.п.

 

Превентивные меры, направленные на минимизацию вероятности возникновения вышеуказанных рисков:

организация контрольно-пропускного режима как одного
из ключевых моментов в организации системы безопасности;

обозначение границ территории, зданий, производственных помещений, складов, площадок хранения в целях четкого определения,
на каких участках следует обратить внимание на дополнительные меры безопасности;

назначение ответственных за техническое состояние зданий
и сооружений, производственных помещений, запасных выходов и путей эвакуации с определением конкретных обязанностей;

категорирование зданий, помещений, сооружений и наружных установок по взрывопожарной и пожарной степени опасности;

содержание территории, производственных помещений, проходов, запасных выходов стоянок в чистоте, не допуская захламления отходами производства, строительными и другими материалами;

определение охраняемого периметра территории, мест прохода
на территорию сотрудников и посетителей предприятия, а также мест парковки;

организация наблюдения за территорией и производственными помещениями (освещение, охранная сигнализация, видеокамеры и т.д.);

         ввод системы учета приходящих и уходящих лиц;

проведение регулярного осмотра строений, мест въезда, автостоянок, удаленных парковочных зон, погрузочных площадок, мест хранения опасных веществ, складских помещений на предмет
их ограждения, охраны, исправности сигнализации и т.п.;

организация хранения всех ключей к автотранспортным средствам/помещениям в надежных местах;

организация взаимодействия с оперативными службами;

обучение персонала предприятия действиям, в случае обнаружения на территории ОПОГ, бесхозных (подозрительных) вещей и предметов,
а также посторонних лиц.

 

4.     Риски, связанные с техническим состоянием ОПОГ.

Исправное техническое состояние ОПОГ, один из решающих факторов, влияющих на безопасность и защищенность объектов перевозки опасных грузов. Следовательно данному вопросу необходимо постоянно уделять пристальное внимание.

 

Примеры рисков:

вынужденная остановка транспортного средства в пути следования из-за неисправности (поломки) двигателя или ходовой части;

течь (просыпание) опасного вещества из-за неисправности специального оборудования, запирающих устройств, трещин сварных швов цистерны;

вздутие (разрыв) основного металла цистерны из-за неисправности дыхательных (предохранительных) клапанов;

возгорание (взрыв паровоздушной смеси) при заполнении или слива горючих жидкостей из автомобильной цистерны вследствие неисправности заземляющих устройств и др.

 

Превентивные меры, направленные на минимизацию вероятности возникновения вышеуказанных рисков:

наличие, ведение (заполнение) эксплуатационной документации (паспорта, формуляры, руководства по эксплуатации и т.п.) на все оборудование, используемое в целях перевозки (погрузки-разгрузки, сливо-наливных операциях) опасных веществ;

допуск персонала к работам на ОПОГ, только после изучения ими эксплуатационной документации изготовителя и сдачи соответствующих зачетов (проверки знаний);

наличие и постоянное совершенствование ремонтно-восстановительной базы и технологического оборудования;

ежедневная проверка технического состояния транспортного средства перед выходом в рейс на оборудованных смотровых ямах (эстакадах);

проведение периодических технических обслуживаний в соответствие с требованиями эксплуатационных документов
завода-изготовителя;

своевременное проведение необходимых испытаний и проверок оборудования, используемого в целях перевозки (погрузки-разгрузки)
и сливо-наливных операциях;

контроль полноты и качества проведения испытаний и проверок оборудования, используемого в целях перевозки (погрузки-разгрузки)
и сливо-наливных операциях;

модернизация (замена) транспортных средств и оборудования, используемого в целях перевозки опасных грузов и т.д.

 

5.     Риски, связанные с чрезвычайными ситуациями (ЧС).

Риски, которые могут возникнуть в результате ЧС с опасными грузами, понятны, неоднократно описаны и продемонстрированы в СМИ.

Превентивные меры, направленные на минимизацию вероятности возникновения вышеуказанных рисков:

разработка плана локализации и ликвидации аварий и инцидентов,
а также ликвидации их последствий (план). Согласование плана
с территориальными подразделениями МЧС;

 

обучение персонала предприятия, правилам пользования первичными средствами пожаротушения и средствами индивидуальной защиты;

 

отработка практических навыков, связанных с действиями
при авариях и инцидентах на ОПОГ, при проникновении на ОПОГ посторонних лиц, при обнаружении взрывоопасных, бесхозных (подозрительных) предметов;

разработка памяток (рекомендаций) для персонала предприятия
при совершении террористических актов (взрывы, завалы, захват заложников и т.п.).

 

Выполнение вышеуказанных мероприятий будет способствовать минимизации возможных угроз и в целом позволит нивелировать
или избежать существенного экологического ущерба и негативных последствий социального характера.

Структура ПОБ определяется в зависимости от количества внутренних рисков и их влияния на состояние антитеррористической защищенности предприятия, однако требования п. 1.10.3.2.2 ДОПОГ в любом случае должны быть учтены.

В заключении еще раз повторюсь, что вышеперечисленные примеры рисков и принимаемые решения для их минимизации, для каждого предприятия будут разными и, вполне возможно, совершенно другие, нежели те, которые перечислены в настоящей статье.

 

 

 

 

Дмитрий Кунгер

 

Ведущий государственный инспектор

 

Мозырского межрайонного отдела

 

Гомельского областного

 

управления Госпромнадзора

 

 



ministerstvopravitelstvougkh pravopresident mozyrisp

 

 

 

© 2025 Государственное предприятие "Мозырский райжилкомхоз"